Жемчуг в живописи

Жемчуг - неувядающий фаворит женщины. Он был очень моден с давних времен, им украшали волосы, уши, шею и одежду.

Портрет Макризы де Мэнтенон, второй жены Луи ХIV
Портрет Макризы де Мэнтенон, второй жены Луи ХIV

Мы можем видеть жемчуг на великих полонах Рубенса, где лица в обрамлении благородного украшения, кажутся живыми.

Портрет Анны Австрийской, Рубенс
Портрет Анны Австрийской, Рубенс

Гениальный голландский художник Вермер Ян Делфтский, проживший 43 года (1632 – 1675) часто писал жемчуг. Его природная красота в живописи Вернера  имеет  духовное  значение и является символом целомудрия. "Девушка с жемчужной сережкой", написанная   в 1665 году - абсолютный шедевр голанского художника Яна Вермера. Он создал несколько наиболее тончайших работ в жанре Барокко. Картина обладает богатством цвета и помещает жемчужную сережку в центральный фокус. И не случайно. Жемчуг является олицетворением для Вернера и показывает чистоту девушки.

Вернер, Девушка с жемчужной сережкой, 1660
Вернер, Девушка с жемчужной сережкой, 1660

Вернер умело передает прозрачность жемчуга и его уникальную способность отражать свет. "Девушка, пищущая письмо" в крупных жемчужных серьгах. На столе - деревянная шкатулка с серебряными заклепками, прибор для письма и жемчужное ожерелье с желтыми лентами. В XVII веке еще не были изобретены ювелирные застежки, и подобные украшения просто завязывались лентами.

Девушка, пишущая письмо, 1665
Девушка, пишущая письмо, 1665

Жемчуг - не просто модный элемент, он был показателем статуса. Только богатые женщины могли позволить себе подобное урашение. Культивированный жемчуг привозили из Венеции. В Париже только начинали производить искусственный жемчуг – в стеклянный шарик наливали измельченную и разведенную маслом рыбью чешую.

Дама и ее служанка  с письмом, 1667
Дама и ее служанка с письмом, 1667

Жемчуг в европейской классической живописи имеет несколько противоречивую иконографию. С одной стороны, он был признаком тщеславия и кокетства. Но одновременно жемчуг символизировал девственность.

Гитаристка, ок.1672 г
Гитаристка, ок.1672 г

Итальянская художница венецианской школы эпохи Рококо  Розальба Каррьера( 1675- 17757) на своих миниатюрах с присущим ей мастреством передает блеск жемчуга.

Caterina Sagredo Barbarigo as Bernice"
Caterina Sagredo Barbarigo as Bernice"

Портрет известной веницианской красавицы Катерины показывает ее носящей воротником изящную нитку жемчуга и  висячие жемчужные серьги. Все это придает женщине нежность, тонкое очарование и женственность. Перламутровый тон жемчуга отливает характерным для пастели мягким сероватым оттенком и придает лицам героинь Розальбы свежесть и изысканность.

Каррьера Розальба, Портрет Катерины Сагредо Барбаридо
Каррьера Розальба, Портрет Катерины Сагредо Барбаридо

В эпоху Возрождения эти изумительно привлекательные драгоценности могли себе позволить носить богатые горожанки, жены негоциантов.  И хотя с того времени прошло несколько столетий, и мода в одежде очень сильно изменилась, она не коснулась любимого всеми жемчуга. Это видно по картинам художников, очень тщательно выписывавших украшения и аксессуары позирующих. И неизменно на этих картинах присутствует чудесный жемчуг – в виде бус, браслетов, сережек, медальонов, сеточек для волос, роскошных жемчужных воротников. Он придает нежную романтику ушедшим эпохам. 

1853  Портрет Императрицы Юджины
1853 Портрет Императрицы Юджины
1925  Портрет Елизаветы Боуэс
1925 Портрет Елизаветы Боуэс

Write a comment

Comments: 0